Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Реферат на тему: Понятия культура и цивилизация в истории философского анализа культуры

Купить за 250 руб.
Страниц
11
Размер файла
18.08 КБ
Просмотров
11
Покупок
0
Одними из ключевых понятий человеческого познания являются культура и цивилизация, чьи феномены оцениваются как неиссякаемый источник социальных новаций, средство человеческой самореализации, факторы

Введение

Культура и цивилизация. Сущность основных понятий. . . . . . . . . . . . . . . .

Философия взаимоотношения и история развития "культуры" и "цивилизации". . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Культура и цивилизация в развитии человечества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Цель обуславливает постановку следующих задач:

1. описать сущность основных понятий "культуры" и "цивилизации";

2. рассмотреть историю развития и взаимоотношений понятий "культуры" и "цивилизации";

3. описать "культуру" и "цивилизацию" в развитии человечества.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Основная часть работы разделена на три части.

Материалами для написания реферативной работы послужили учебная литература (Гуревич П.С., Радугин А.А., Спиркин А.Г. и др.), статьи и сайты Интернет.

1. Культура и цивилизация. Сущность основных понятий

Понятие культура имеет множество значений. Первоначальный его смысл - обработка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использования, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В широком смысле культура представляет собой результат человеческой деятельности, совокупность достижений его в материальной и духовной сферах.

Главная особенность культуры заключается в ее человеческом начале, которое означает, что вне человеческого общества культуры нет.

Культура характеризует развитие определенных исторических эпох, народностей и наций, и степень совершенствования разных сфер жизни и деятельности человека (художественная культура, нравственная культура, культура труда, культура быта и т.д.)

Состояние и уровень культуры определяется исходя из общественного развития.

Теперь обратимся к понятию цивилизации.

Понятие цивилизации включает в себя совокупность духовных сфер, культурных и материальных ценностей, организаций управления обществом. Это определенные приоритетные направления, формы деятельности и нормы, представленные в виде социальных институтов и различных материальных предметов.

Рассмотрим все категории, которые входят в понятие цивилизации.

1. Культура - это совокупность норм, правил и ценностей, закрепившихся в сознании и практике общества. К примеру, это язык, литература, тип мышления, техника, наука и традиции.

2. Идеология - это система общественных теорий, идей и взглядов. В частности, сюда можно отнести политические взгляды, религию, эстетику, мораль, философию и право.

3. Экономика - это система управления хозяйством. В частности, это производственные отношения, разделение труда, способы производства и формы собственности.

4. Политика - это система управления государством. В частности, это партии, государственный строй, социальные институты и административное искусство.

Понятие цивилизации применимо и к различным обществам, вышедшим за рамки уровня первобытнообщинного строя. То есть это стадия развития человечества, идущая вслед за варварством, примитивностью и дикостью.

Рассмотрим основные признаки цивилизации. Это наличие городов, являющихся центрами культурной и экономической жизни, разделение физической и умственной деятельности, появление письменности. Понятие цивилизации не является модельным. Следовательно, здесь можно говорить о разных типах общества, которые можно отнести к цивилизованным. Рассмотрим исторические примеры. В различные временные отрезки в мире существовали католическая, китайская, античная, древнеегипетская, исламская цивилизации. Все они обладали собственными отличительными признаками, но также имели много общего.

Цивилизации подразделяются на два основных типа. Во-первых, это первичные цивилизации. Возникают они в этнической среде и также подразделяются на два уровня. Материнские и исходные цивилизации возникают спонтанно. Дочерние цивилизации образуются от обществ исходного типа в результате взаимодействия этнической периферии и социокультурного фактора.

Во-вторых, это вторичные цивилизации. Возникают они в результате качественной перестройки и совершенствования соционормативных традиций, норм и принципов в уже достаточно развитых обществах.

Понятие культуры и цивилизации имеет некоторые признаки. К примеру, это распространение своих социальных норм, основанных на определенном образе жизни. То есть имеет место тенденция объединения цивилизаций в одно целое. Чаще всего происходит это посредством длительных войн.

Каждая цивилизация создает вокруг себя социокультурное поле, оказывающее влияние на соседние этносы. В развитом обществе имеются религиозная и этическая системы, выражающиеся в правилах, традициях, ценностях и нормах.

Чем обусловлено различие основных признаков цивилизаций? Стоит помнить, что каждое общество формируется в уникальных условиях. На развитие цивилизации влияют экономический и культурный потенциал, историческое окружение в виде различных этносов, природный ландшафт и даже климатические условия.

Итак, мы рассмотрели основные признаки развитых обществ. Здесь стоит вспомнить еще одно важное определение. Цивилизационный подход к развитию общества имеет несколько важных отличительных признаков. Во-первых, он делает из человека творца истории и прогресса. Во-вторых, в цивилизационном подходе важную роль играет духовный фактор развития общества. В-третьих, также учитывается уникальность истории отдельных народов, обществ и стран.

2. Философия взаимоотношения и история развития "культуры" и "цивилизации"

Слово "культура" происходит от латинского термина, означающего обработку земли, а также воспитание и развитие. Первоначально оно было связано с сельским укладом и взаимодействием с природой. Исходя из этого смысла, понятие культуры в философии означает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный продуктами материального и духовного труда, так и систему определенных социально обусловленных норм и духовных ценностей. Культурой также часто называют совокупность отношения людей к природе, обществу и самим себе. Для удобства формы культуры делят в зависимости от исторических стадий развития - например, античная, ренессансная и так далее, от групп или сообществ людей - национальная, этническая или полиэтническая, мировая, культура индивида…

Термин "цивилизация" тоже имеет латинское происхождение, однако, его значение имеет не аграрную, а городскую подоплеку, и связано с такими понятиями, как гражданство и государство. Культура и цивилизация в философии могут быть близкими по смыслу - к примеру, слово "цивилизация" часто употребляется в качестве синонима культуры. Но, как правило, в более строгом смысле слова цивилизацией называют степень развития общества, которая следует за "варварством", а также разделяют на исторические стадии развития (античная, средневековая…). Можно сказать, что оба эти понятия представляют собой две грани одного целого.

Однако до XVIII века научное сообщество фактически жило без терминов "культура" и "цивилизация". Философия ввела их в лексикон довольно поздно, и поначалу они считались синонимами. Однако представления, близкие к этим понятиям по значению, существовали издавна. Например, в Китае они традиционно обозначались словом "жэнь" (Конфуций), в Древней Греции - "пайдейя" (воспитанность), а в Древнем Риме даже разделялись на два слова: "civitas" (противоположность варварству, цивилизованость) и "humanitas" (образованность). Интересно, что в Средневековье больше ценилось понятие civitas, а в эпоху Возрождения - humanitas. С XVIII века культура все больше отождествлялась с идеалами Просвещения в духовной и политической области - разумными и гармоничными формами правления, науки, искусства и религии. Монтескье, Вольтер, Тюрго и Кондорсе совпадали в суждениях о том, что развитие культуры соответствует развитию разума и рациональности.

Всегда ли позитивно воспринималась мыслителями культура и цивилизация? Философия Жан-Жака Руссо, современника Просвещения, дает отрицательный ответ на этот вопрос. Он счел, что чем дальше человек отходит от природы, тем меньше в нем настоящего счастья и естественной гармонии. Эта критика подействовала и на немецкую философию, классики которой попытались осмыслить эти противоречия. Кант выдвинул идею о том, что проблему, плоха или хороша культура и цивилизация, можно разрешить с помощью "мира морали", Гендерлин пытались сделать это с помощью эстетической интуиции, а Гегель считал, что все разрешимо в рамках философии самосознания Абсолютного Духа. Гердер полагал, что противоречия вообще характерны для истории культуры, поскольку она развивается по типам (восточный, античный, европейский), каждый из которых достигает своего максимума, передавая достижения следующим. Гумбольдт высказал предположение, что одним из наиболее существенных признаков национальной культуры является язык, формирующий национальный дух.

Однако классическая немецкая философия чаще всего рассматривала развитие культуры как однолинейный процесс, и поэтому ее позиция не охватывала всего многообразия, которое дает мировая культура и цивилизация. Философия XIX века (особенно в лице неокантианцев Риккерта и Вебера, а также представителей "философии жизни") подвергла критике эту позицию. Неокантианцы признавали главной сущностью культуры мир ценностей, которые призывают человека исполнять должное, и влияют на его поведение. Ницше противопоставлял аполлоновский и дионисийский тип культуры, а Дильтей - дискурсивный и интуитивный, называя первый "разжиженным флюидом разума". Марксизм искал в культуре и цивилизации материальную основу и социально-групповой (классовый) характер.

С конца XIX века также началось изучение культуры с позиций антропологии и этнографии (Тейлор), был создан структурный анализ культуры как системы ценностей, семиотика и структурная лингвистика (Леви-Стросс). Для ХХ века характерно такое направление, как философия культуры, сущностью которой представляли символы (Кассирер), интуицию (Бергсон) или архетипы (Юнг). Философы культуры, так же, как экзистенциалисты и представители философской герменевтики, видели в каждой локальной культуре универсальный смысл, который раскрывается при расшифровке ее символов. Хотя есть и такая позиция, которая отвергает такое понятие, как мировая культура и цивилизация. Философия Шпенглера и Тойнби считает полицентризм культур доказательством отсутствия в разных цивилизациях общепринятых и универсальных закономерностей.

3. Культура и цивилизация в развитии человечества

Соотношение понятий культура и цивилизация представляет собой довольно сложную проблему. Некоторые философы считают их почти синонимами, но велика также когорта тех, кто разводят эти термины и считают их антагонистичными. Рассмотрим само значение и происхождение этих слов. "Культура" появилась в Древнем Риме и первоначально обозначала обработку земли. Этимология термина "цивилизация" идет от латинского "civis" (что значит городской житель, гражданин). Под этим понятием подразумевался определенный уровень развития общественных отношений (законы, государственная инфраструктура), быта (общественные здания, дороги, водопровод и т.д.), нравов и искусства (этика и эстетика).

Как видим, с одной стороны римляне включали культуру (в теперешнем ее понимании) в более общий термин "цивилизация", а с другой - противопоставляли ее как нечто сельское и варварское городскому, просвещенному и утонченному. Однако мы можем определенно сказать, что на заре человечества оба эти феномена не были антонимичными. Ведь говорим же мы: "культура древних цивилизаций", подразумевая под этим органичный сплав технических достижений и мифологии, искусства и науки того или иного народа на определенном уровне прогресса.

Человек не приспосабливается к окружающему миру, а стремится преобразовать его. Поэтому мы можем уверенно сказать, что и культура, и цивилизация являются проявлением поступательного развития человеческого общества, то есть следствием прогресса. С одной стороны, человек пытается понять законы, существующие в природе, и использовать их, получить дополнительные материальные блага для своего существования. С другой стороны, он пробует осознать свое место в этом мире, найти утраченную гармонию, осмыслить цель своей жизни.

До Нового Времени культура и цивилизация не противостояли, но взаимно дополняли друг друга. Законы природы понимались как установленные Богом (или божествами) нормы, и таким образом сфера духовного активно взаимодействовала с материальным миром. Творение Бога - человек - созидал иную природу, которая также участвовала в небесной гармонии, хотя она и находила свое проявление в таких, казалось бы, приземленных вещах, как водяная мельница, плуг для глубокой вспашки и банковское кредитование.

Однако с началом техногенной эпохи понятия "культура" и "цивилизация" начинают расходиться. Массовое производство сходящих с конвейера продуктов обезличивает их, отдаляет от их творца - ремесленника. Человек перестал вкладывать душу в вещи, и они стали довлеть над ним. Оба эти понятия сделались антагонистичными, и кроме того, появился эрзац, "кентавр" обоих феноменов - мода.

В чем же суть противостояния, в котором находятся культура и цивилизация? Первая оперирует вечными ценностями (классика никогда не устаревает), а вторая исходит из того, что гаджеты морально устаревают, их заменяют другие, более совершенные. Современная наука прагматична (финансируются в основном только те отрасли, которые приносят ощутимые дивиденды), тогда как достижения духа не всегда окупают затраты. Искусство, литература, религия базируются на достижениях всех ушедших эпох, тогда как каждый уровень следующей стадии прогресса часто самодостаточен.

Заключение

В настоящее время понятие "цивилизация" - это состояние культуры на определенном историческом этапе развития того или иного социума. Она воплощается в организации общественной жизни и характеризует социальное бытие культуры, которая помимо материальных и организационных аспектов, имеет и духовную сторону, выражает меру развития внутреннего мира человека, т.е. цивилизация - это совокупность духовных, материальных, и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в наименьшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, вера, обуславливающие определенное отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории.

Цивилизация - понятие не только узконациональное, но и глобальное. Такой подход позволяет более определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, нерациональное природопользование породили сложную экологическую ситуацию. ставшую одной из острейших глобальных проблем современной цивилизации, для решения которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Перед человечеством стоит общая цель сохранить цивилизацию, обеспечить человечеству жизнь на Земле.

В современной науке давно идет спор о проблемах цивилизации. Одни исследователи считают что прослеживается тенденция к объединению всех цивилизаций и создание единой общей цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества. Другие исследователи считают, что сохранится и даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию и общество будет представлять собой совокупность самостоятельно развивающихся цивилизаций. Сторонники второй позиции основывают свою позицию, что в основе развития любого жизнеспособного организма, которым является сообщество людей, лежит многообразие. А распространение единых общих для всех народов ценностей, культурных традиций, жизненных укладов, послужит концом развития человеческого общества.

Главным фактором развития современной мировой цивилизации становится стремление к единообразию.

Благодаря современным средствам массовой информации люди становятся свидетелями событий, происходящих в разных частях Земли, приобщаются к различным проявлениям культуры, что унифицирует их вкусы. Обыденным стало перемещение людей на большие расстояния, в любую точку планеты. Все это свидетельствует о глобализации мирового сообщества. В это понятие вкладывается сближение народов, между которыми стираются культурные различия и движение человечества к единой социальной общности

Список использованных источников

1. Габидулин Р.И. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. - Архангельск. 2003. с. 416.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: УИЦ "Гардарики", 2002. с.288.

3. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга, 2002. с.640.

4. Культурология. История мировой культуры / под. ред. А.Н. Макрковой. - М.: ЮНИТИ, 2005. с.224.

5. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2004. с.304.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 2002. с.816.

7. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. с.574.

8. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2004. с.400.

9. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. - М.: "ФАИР-ПРЕСС", 2003. с.576.

Оглавление

- Введение

Заключение

В настоящее время понятие "цивилизация" - это состояние культуры на определенном историческом этапе развития того или иного социума. Она воплощается в организации общественной жизни и характеризует социальное бытие культуры, которая помимо материальных и организационных аспектов, имеет и духовную сторону, выражает меру развития внутреннего мира человека, т.е. цивилизация - это совокупность духовных, материальных, и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.

Список литературы

- Габидулин Р.И. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. - Архангельск. 2003. с.

- Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: УИЦ "Гардарики", 2002. с.

- Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга, 2002. с.

- Культурология. История мировой культуры / под. ред. А.Н. Макрковой. - М.: ЮНИТИ, 2005. с.

- Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2004. с.

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 2002. с.

- Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. с.

- Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2004. с.

- Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. - М.: "ФАИР-ПРЕСС", 2003. с.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
11
Размер файла
18.08 КБ
Просмотров
432
Покупок
0
Понятия культура и цивилизация в истории философского анализа культуры
Купить за 250 руб.
Похожие работы
Страниц
18
Просмотров
152
Покупок
8
250 руб.
Страниц
18
Просмотров
340
Покупок
6
250 руб.
Страниц
25
Просмотров
382
Покупок
5
300 руб.
Страниц
17
Просмотров
108
Покупок
5
300 руб.
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram